Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Муниципальная статистика: становление и развитие



Омскстат продолжает публикацию серии очерков, посвященных 185-летию со дня создания в Омске первого официального органа государственной статистики – Статистического комитета.

Сегодня речь пойдет о развитии муниципальной статистики.

Муниципальная статистика – это система статистической информации, характеризующая состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Первым органом местного самоуправления в России была община. В XVI веке действие общины приостановлено Иваном Грозным.

Возрождение органов самоуправления относится к началу земских реформ в России в конце XIX века. Создание земских структур происходило путем наделения их частью полномочий, принадлежавших государственным органам.

Земская статистика возникла из потребности сбора статистических данных, необходимых для ведения хозяйств и осуществляла работы, инициированные выборными местными органами управления.

В Сибири земства, как органы местного самоуправления, появились во второй половине 1917 года на основании постановления Временного Правительства России «О введении земства в Сибири» и были организованы по образцу земств европейской части России.

Прообразом современной муниципальной статистики является земская статистика, возникшая в России в ходе земской реформы 60-х годов XIX века.

Реформа вызвала необходимость изменений центрального и местного управления. Для заведования делами, относившимся к местным вопросам и нуждам губернии и каждого уезда, создавались губернские и уездные учреждения. Состав и порядок их действия определялся «Положением о губернских и уездных земских учреждений» от 1 (13) января 1864 года.

В Сибири и Степном крае прототипом европейской земской статистики стала переселенческая статистика. Деятельность сформированных статистических отделов (бюро) при переселенческих управлениях способствовала отраслевому накоплению статистического материала.

Акмолинское переселенческое управление проводило обследования хозяйств новоселов, поселившихся в регионе (1893–1894), общероссийские выборочные переписи типичных поселков (1903–1904; 1911–1912), участвовало в сельскохозяйственных переписях (1916, 1917). Издавало сборники с итогами сельскохозяйственных переписей и обследований.

К выполнению работ привлекались ссыльные и переселенцы, имевшие теоретические и практические знания. При проведении статистических наблюдений (разведок) использовались корреспондентский и экспедиционный методы.

Ценностью земских статистических работ был учет местных условий при решении методологических вопросов, недостатком – отсутствие сопоставимости данных.

Сибирские переселенческие статистики содержание программ статистических исследований и единство методов их проведения рассматривали на четырех общесибирских областных съездах (1914–1917), структуру и организацию земской статистики обсуждали в г. Томске (1917).

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года, в Омской губернии, в границах тех лет, насчитывалось около 843 тыс. голов оседлых и 932 тыс. голов кочевых лошадей; 1,8 млн оседлых и 870 тыс. кочевых голов крупного рогатого скота; 1,8 млн оседлых и 2,2 млн кочевых голов овец.

После октябрьских событий 1917 года органы земского и городского самоуправления в России были упразднены (решение Наркомата внутренних дел от 06.02.1918). Начался новый этап реформирования местных органов власти, их функции передавались местным Советам.

Организация советской государственной статистики на территории Омской губернии началась после освобождения г. Омска от колчаковцев.

1 декабря 1919 года образовано Омское губернское статистическое бюро (Губстатбюро). Создана сеть уездных и волостных статистических бюро. Учрежден институт уездных статистических инструкторов. Подобран персонал статистиков, «добровольных» и «базарных» корреспондентов.

Переселенческие статистики, а также сотрудники учетно-статистических отделов и бюро различных ведомств губернии стали основой статистических кадров омской советской статистики.

В советский период сложилась и существовала единая, централизованно финансируемая система государственной статистики, в нее входили федеральные, региональные и местные органы. Главной целью функционирования системы являлось обеспечение всех уровней власти статистической информацией.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Правовой основой современного местного самоуправления является Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года) и Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного Российской Федерации».

Закон Омской области от 30 июля 2002 года № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области» установил границы и статус муниципальных образований – городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Формирование новой государственности, начавшееся в Российской Федерации с 1991 года, обусловило потребность организации в стране системы местного самоуправления.

Появился новый пользователь статистической информации – органы местного самоуправления.

Для информационного обеспечения органов местного самоуправления была разработана и утверждена постановлением Госкомстата от 9 января 1998 года № 2 «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования».

Введен в действие в 2006 году Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), подготовленный Росстатом в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 года № 1301-р. ОКТМО позволил обеспечить однозначную идентификацию всех категорий муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для использования при разработке статистических показателей.

Органы местного самоуправления стали респондентами государственной статистики по формам, отражающим сферы их полномочий. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 670 «О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования», муниципальные образования представляют министерствам и ведомствам первичные статистические и административные данные.

Росстатом разработаны и утверждены соответствующие формы отчетности и инструкции по их заполнению (№ 1-администрация, № 1-МО, № Приложение к форме № 1-МО, № ИЖС, № 3 ДГ (МО), № 1-МБ, № 1-Т (ГМС).

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

В 2020 году в БД ПМО загружаются сведения из следующих форм федерального статистического наблюдения: № 1-МО, Приложение к ф. № 1-МО, №№ 3-ДГ (МО), П-1, П-2, П-2 (инвест), П-3, П-4, П-5(м), С-1, ИЖС, 3-ф, 1Т (ГМС),2-МС, 1-МС, 22-ЖКХ, 26-ЖКХ, 85-К, 4-ОС, 21-сх, 2-фермер, 3-фермер, 10-мех, 29-сх, 2, 24-сх, 2-кооператив, 1-жилфонд, 4-жилфонд, 1-разрешение, ПМ, 1-торг, 3-торг, ПМ-микро, 3-рынок, 3-ярмарка, 1-ИП (торговля), Б-1, 1-услуги, 11, 11(краткая), 1-МБ, 1-администрация, ГБО; расчеты ряда показателей по населению, сельскому хозяйству, торговле.

Создана и размещена с 2007 года на Интернет-портале Росстата База данных показателей муниципальных образований (БД ПМО). В ней содержатся официальные статистические данные по каждому муниципальному образованию Российской Федерации начиная с итогов за 2006 год. БД ПМО в 2020 году включает 33 информационных блока, куда загружаются сведения почти по 500 показателям из отчетности, входящей в компетенцию Росстата.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

За 2019 год, по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области, 1 место занял Полтавский муниципальный район, 2-е – Любинский, 3-е – Азовский немецкий национальный район.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р с 2009 года в БД ПМО отдельным блоком выделены показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Кроме БД ПМО на Интернет-портале Росстата и Омскстата находятся информационные ресурсы по муниципальным образованиям, сформированные на основе:

– Всероссийской переписи населения 2010 года. Перепись впервые определила численность и социально-экономический состав населения по муниципальным образованиям всех уровней и их населенным пунктам;

– Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 и 2016 годов. Впервые получены итоги в разрезе муниципальных образований, что позволило обеспечить органы местного самоуправления детальной информацией по сельскому хозяйству: о земельных ресурсах, площадях сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, поголовье сельскохозяйственных животных;

– сплошного федерального наблюдения малого и среднего бизнеса по итогам работы за 2010 и 2015 годы. Итоги наблюдения дают возможность иметь по каждому муниципальному району комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ

В Омской области на 1 января 2020 года сформировано 423 муниципальных образования: 32 муниципальных района, 1 городской округ, 26 городских поселений, 364 сельских поселения.

Информационное обеспечение местных органов власти осуществляется в рамках Федерального плана статистических работ, где предусмотрен специальный раздел 1.33 «Муниципальная статистика».

В 2020 году выполнено более 60 статистических работ, по широкому спектру показателей, относящихся к сферам ведения органов местного самоуправления.

Инициативно Омскстатом создана база данных «Паспорт муниципальных районов Омской области и городского округа г. Омск». Состав показателей определен с учетом региональных особенностей муниципальных образований. В ней содержатся данные с итогов за 1998 год. База состоит из 10 блоков, в которые ежегодно загружается информация по 1,5 тыс. показателям.

В настоящее время система муниципальной статистики продолжает совершенствоваться.

Скачать статью ⇒

Скачать презентацию ⇒


Комментарии пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в личном кабинете или зарегистрируйте новый аккаунт на сайте Росстата

Получайте только свежую статистику Росстата

Подпишитесь на рассылку и на указанный электронный адрес мы будем присылать регулярную подборку последних новостей