Омскстат продолжает публикацию серии очерков, посвященных 185-летию со дня создания в Омске первого официального органа государственной статистики – Статистического комитета.
Тема сегодняшнего очерка – история развития статистики торговли.
Статистика торговли: история и современность
Товарный рынок является одним из приоритетных направлений статистического исследования. Статистика торговли отражает его состояние, характеризует структуру и динамику, оценивает его колебания.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
В Омске в 1831 году пуд муки ржаной стоил от 75 коп. до 1 руб., пшеничной – от 1,20 до 1,50 руб., гречневой крупы – от 1,60 до 1,80 руб., говядины – от 1,20 до 3,20 руб., карасей – от 1,20 до 1,60 руб., окуней – от 1,60 до 2 руб., бутылка лучшего вино-градного вина – от 8 до 10 руб., ведро столового виноградного вина – от 16 до 20 руб., фунт чая – от 6,00 до 7,50 руб., пуд сахара – от 43 до 45 руб.
Чай, сахар и виноградные вина были привозными и считались «предметами роскоши».
Пара сапог стоила от 2,50 до 3 руб., пара чулок – от 50 до 70 коп., аршин сукна – от 60 до 70 коп., аршин холста – от 20 до 30 коп., пуд листового железа – от 12 до 14 руб., кубическая сажень дров – от 7,50 до 9 руб.
Для сравнения: месячная зарплата кузнеца составляла в 1831 году от 30 до 40 руб., каменщика – от 20 до 30 руб.
Статистическое наблюдение за отдельными направлениями торговли возникало в разное время, как и сами понятия видов торговли. Одни из первых сведений о торговле на территории Омска датированы XVIII веком. Это, конечно, не статистические данные, но сохранилась информация о количестве торговых мест (лавок, питейных домов), торговцев, о проводимых ярмарках, об оборотах, а также сведения о торговцах – имена купцов, названия компаний, фирм.
В XVIII веке торговля, как и промышленность, не играла заметной роли в Омске. В первые десятилетия своего существования Омская крепость была населена в основном военными. В 1760-х годах в Омск стали переселяться купцы, главным образом из Тюмени и Оренбурга. Местом менового торга с соседями-кочевни¬ками стал Елизаветинский маяк (Маякинский редут). Здесь в 1786 году «русских» товаров обменяли на 502 рубля, привезенных казахами – на 595 рублей. Это были довольно значительные по тем временам денежные суммы.
В последней четверти XVIII века центр торговли размещался вне крепости, в Ильинском форштадте, где находился Гостиный двор, насчитывавший 29 торговых лавок, и мясной ряд с 14 лавками, где купцы и мещане вели мелочную торговлю. Кроме того, было 4 питейных дома и «стойка» для продажи соли.
ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ
В Омской крепости в 1782 году проживало 18 купцов и 157 мещан, занимавшихся торговлей.
Отсутствие крупных производств, административный характер города во многом определили слабое развитие торговли Омска в XIX веке. В отчете за 1805 год сообщалось, что омские купцы и мещане занимались исключительно «торговлей мелочными товарами, почти не имея увеличения капиталов». Одна из причин – недостаточно выгодное географическое положение Омска с точки зрения коммуникаций того времени. Постоянная лавочная торговля возникла в Омске к 1840-м годам. В эти годы были построены принадлежавшие городу торговые ряды, где круглый год продавались различные товары, большей частью приобретенные омскими торговцами на сибирских ярмарках.
ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ
В 1901 году в Омске было около 800 торговых предприятий, в которых производилась торговля на 3 млн рублей. Количество торговых заведений к 1912 году увеличилось до 1038, сумма торговых оборотов – до 23,3 млн рублей в год.
В конце XIX – начале XX веков торговля была трех видов: постоянная – в городах и некоторых больших селениях из лавок и торговых рядов, меновая – разносная и развозная, периодическая – на ярмарках.
В начале XX века расширилось иностранное присутствие в сфере торговли Омска. Уже в первые годы XX века в городе действовало более 20 иностранных фирм и торговых домов.
Накануне первой мировой войны в Омске имелись отделения как минимум 24 российских акционерных обществ и паевых товариществ. К 1917 году их число возросло до 33, из них 14 специализировались на мануфактурной торговле.
Дореволюционная статистика внутренней торговли ограничивалась получением данных о посредническом обороте и ценах. Отдельные монополистические объединения, биржевые и ярмарочные комитеты собирали данные о своих продажах.
В первые советские годы статистика разрабатывала данные об объеме государственных ресурсов хлеба и других продовольственных товаров, об их использовании для снабжения населения и армии. На систему государственной статистики возлагалось проведение специальных статистических обследований. В марте 1923 года состоялась первая в стране перепись предприятий городской торговли. В целях получения текущих сведений осуществлялся ежегодный учет товарооборота. Источником сведений являлись материалы местных финансовых органов, проводивших обложение промысловым налогом.
В 1927–1929 годах выполнялись углубленные обследования государственной, кооперативной и частной торговли. В 1927 году в системе ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление) была организована ежемесячная конъюнктурная статистика (по выборочному методу), программа которой предусматривала получение показателей объема товарооборота и товарных запасов.
В 1931–1932 годах статистическим органом впервые разработана единая система показателей розничной торговли для всех торгующих организаций. Установлена срочная отчетность об объеме розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли, о товарных запасах. Данные о структуре товарооборота использовались для исчисления индексов цен и темпов роста продажи основных товаров. Ежеквартально представлялась отчетность о наличии торговой сети.
Кроме регулярных наблюдений проводился ряд переписей: складов – в 1930 году, розничной сети и торговых кадров – в 1932 году, общеторговая перепись – в 1935 году.
Распределительная система продовольственных ресурсов военных лет обусловила создание специальной статистики. Она включала следующие разделы: количество выданных карточек (хлебных, продовольственных, промтоварных); численность контингентов, находящихся на государственном снабжении; расход товаров, отпускаемых для снабжения населения.
Основные показатели торговли Омской области в 1941–1945 годах
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | |
Розничный товарооборот, млн рублей | 841 | 523 | 545 | 632 | 780 |
Розничная торговая сеть на конец года, единиц | 3284 | 2307 | 2612 | 2466 | 2505 |
После войны в 1949 году была проведена Всесоюзная торговая перепись, охватившая оптовую и розничную торговлю, общественное питание.
В последующие годы расширялись программы работ по статистике торговли. Так, по статистике оптовой торговли выполнялся баланс поступлений, продажи и запасов товарной массы, группировка товаров по типам и источникам их поступлений в торговлю. По статистике розничной торговли регулярно исчислялись индексы физического объема оборота розничной торговли, продажи отдельных товаров, учитывались объемы товарных запасов и обеспеченность запасами в днях торговли.
Разрабатывались данные, характеризовавшие размеры предприятий, техническое оснащение, движение и специализацию сети, складское хозяйство. Дополнялась номенклатура товаров, учитываемых в структуре розничного товарооборота.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов в связи с изменениями в торговле произошли преобразования и в статистической деятельности. Сократился круг централизованных отчетных показателей, рассчитанных на потребности государственного управления. После проведенных преобразований дать характеристику торговли позволила первая послереформенная Всероссийская перепись предприятий розничной торговли, общественного питания (по состоянию на 1 ноября 1994 года) и предприятий оптовой торговли (по состоянию на 1 мая 1995 года). Цель переписи – охарактеризовать на федеральном и региональном уровнях состояние и развитие материально-технической базы торговли по основным видам деятельности, формам собственности и каналам реализации, определить объем их товарооборота, отразить финансово-хозяйственную деятельность.
С развитием предпринимательства в статистике торговли внимание стало уделяться развитию негосударственного сектора экономики, новых форм организации торговли, динамике изменения потребительских цен. Сформировались статистическая методология и порядок проведения наблюдений, совершенствовались и разрабатывались новые формы федеральных статистических наблюдений, актуализировался состав показателей и наблюдаемый перечень товаров.
В настоящее время система федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей является одной из наиболее разветвленных по разнообразию обследуемых хозяйствующих субъектов и методов статистического наблюдения за ними. Информационной основой формирования показателей по торговле являются унифицированные формы отчетности, сведения по которым представляют организации всех видов деятельности, и специализированные формы только для торговых организаций.
Оборот розничной торговли Омской области по формам собственности
(в процентах к итогу)
Государственная и муниципальная |
Негосударственная |
из нее частная |
|
1990 | 58,8 | 41,2 | 6,4 |
2000 | 3,5 | 96,5 | 78,5 |
2010 | 1,1 | 98,9 | 85,4 |
2019 | 0,8 | 99,2 | 84,9 |
Кроме формирования официальной статистической информации по основным показателям торговли статистические наблюдения проводятся в целях информационного сопровождения выполнения федеральных законов, государственных программ (например, отражающие объемы розничной продажи продовольственных товаров в разрезе муниципальных образований, социально-экономическое развитие сельских территорий, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Проводится работа по оптимизации подготовки официальной статистической информации в целях снижения отчетной нагрузки на респондентов. Так, с 2017 года отменены федеральные статистические наблюдения за объемами оптовой и розничной продажи алкогольных напитков и пива, проводимые органами государственной статистики. Функции формирования статистической информации об обороте спиртосодержащей и алкогольной продукции переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
В рыночных условиях органы статистики формируют показатели, характеризующие уровень технологического развития торговли: доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли, доля оборота розничных торговых сетей, обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов.
По итогам федеральных статистических наблюдений для пользователей подготавливаются разнообразные статистические издания, характеризующие сферу торговли Омской области: аналитические записки, статистические сборники, бюллетени. Оперативный анализ представлен в экспресс-информациях широкой тематики. Основные показатели регулярно размещаются в открытом доступе на Интернет-портале Омскстата и Росстата.
Необходимо понимать, что товарный рынок – многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции. Статистика же призвана отслеживать происходящие процессы, помогать делать своевременные выводы и принимать необходимые управленческие решения.
Комментарии пока отсутствуют.