Статистика цен: становление и развитие



Омскстат продолжает публикацию серии очерков, посвященных 185-летию со дня создания в Омске первого официального органа государственной статистики – Статистического комитета.

Сегодня мы расскажем о развитии статистики цен.

Статистика цен обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Первые упоминания о ценах относятся к 1802 году, когда Министр внутренних дел граф В.П. Кочубей потребовал от начальников губерний: «такие сведения, которые могли бы доставить средства министру обозревать во всякое время все вверенные ему отрасли управления, устранять и исправлять немедленно недостатки, удовлетворять современным потребностям» (например: двухнедельные ведомости о состоянии губернии, данные о ценах на хлеб по третям года (по уездам), донесения о чрезвычайном повышении цен на хлеб с указанием причин)».

В дореволюционной России не существовало единой государственной статистики цен. Статистическое изучение оптовых и розничных цен производили лишь отдельные правительственные учреждения, земские и городские органы управления.

На начальном этапе советской статистики (1917–1930 гг.) проводилось изучение движения товарных цен как одной из функций статистики торговли. Данные статистики цен в СССР применялись для решения хозяйственных и политических задач. Cначала статистика цен изучала лишь конъюнктуру и цены подпольного рынка (возникшего вследствие запрещения свободной торговли), но с переходом к новой экономической политике роль статистики цен значительно возросла.

В 1930-х годах государственная статистика организовала учет цен на колхозных рынках по выборочной сети городов и районных центров сельского типа. Для изучения в выборочном порядке колхозной торговли обследовались почти все крупные города, что позволяло получить характеристику снабжения сельскохозяйственными продуктами населения основных промышленных и административных центров.

В годы Великой Отечественной войны основной задачей статистиков стало выявление всех имеющихся в стране ресурсов для того, чтобы эффективно мобилизовать их для нужд фронта. В это время появились новые формы в ценообразовании и движении цен. В государственной розничной торговле образовались двойные цены – пайковые и коммерческие.

Статистика цен была перестроена применительно к этим условиям: была введена сплошная регистрация цен на основные сельскохозяйственные товары на колхозных рынках в районных центрах, а также организовано наблюдение за коммерческими ценами.

После войны в 1947 и 1949 годах были проведены две крупные реформы цен. Были отменены высокие коммерческие цены и повышены низкие пайковые цены на продовольственные и непродовольственные товары. Вопросы ценообразования широко обсуждались на конференциях и в печати.

В 1956 году в ЦСУ СССР был образован отдел статистики цен и ценообразования. В его обязанность входила организация систематического наблюдения за изменением цен, устанавливаемых республиканскими и местными органами. Также данным отделом была разработана методология статистического наблюдения за уровнем и движением цен.

В начале 90-х годов ХХ века коренные изменения в экономике и государственном устройстве России, связанные с переходом на рыночные основы, привели к радикальному изменению ценообразования. Доминирующее положение заняли свободные цены. Общество стало заинтересовано в полной и достоверной информации о ценах. Появилась необходимость создания в системе государственной статистики отдельного структурного подразделения, анализирующего ценовые процессы в экономике страны, их тенденции и закономерности. В 1991 году по распоряжению Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина при областных статистических управлениях была организована служба наблюдения и регистрации цен и тарифов. Созданными подразделениями велось наблюдение в государственной, кооперативной, частной торговле, на городском рынке, а также в сельском хозяйстве, промышленности, на транспорте и связи.

В условиях динамичного развития рынка товаров и услуг была разработана система показателей статистики цен, представляющая собой совокупность взаимодополняющих показателей, характеризующих как уровни цен, так и их изменение. Такая система позволяла в достаточной степени осуществлять комплексный анализ ценовых процессов не только внутри конкретной отрасли или сектора, но и экономики в целом.

В построении системы показателей статистики цен, отражающей инфляционные процессы в потребительском и производственном секторах экономики, ключевым направлением являются единые методологические подходы при расчете средних цен и индексов цен.

Наблюдение в статистике цен основывается на выборочном методе, позволяющем делать научно-обоснованные выводы обо всей исследуемой совокупности при сокращенных затратах и сроках проведения статистических работ. Регистрация цен концептуально осуществляется на определенный момент времени – конец отчетного периода.

Показатели статистики цен существуют в тесной взаимосвязи, при этом каждый из них имеет ряд особенностей и специфику, присущие определенному сектору экономики. Важнейшим направлением статистики цен, характеризующим инфляционные процессы, в настоящее время является статистика потребительских цен.

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ

С момента организации наблюдения за изменением потребительских цен наибольший их рост – в 22,2 раза – был зарегистрирован в 1992 году, в период радикальных экономических преобразований и либерализации цен. А наименьшая потребительская инфляция за весь период наблюдения зарегистрирована в 2017 году – +1,4 процента.

Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по единому для всех субъектов Российской Федерации перечню товаров и платных услуг на предприятиях торговли и сферы услуг. В набор репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования – легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т. д. Перечень товаров и услуг состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.

Регистрация цен и тарифов на потребительском рынке Омской области осуществляется по выборочному кругу городов: в областном центре (г. Омск) и в городах области (г. Калачинск, г. Тара, г. Исилькуль).

Сбор информации о ценах проводится современными автоматизированными средствами. С 2000 года, впервые в статистической практике, для регистрации потребительских цен стал использоваться специальный миникомпьютер – терминал сбора данных. С 2015 года регистрация потребительских цен осуществляется с помощью мобильных устройств сбора данных.

Наблюдение за изменением потребительских цен в Омской области в 2020 году осуществляется по 516 наименованиям товаров и услуг на основе регистрации цен на 11609 конкретных товаров (услуг) в 963 организациях торговли и сферы услуг.

На сегодняшний день остается актуальной задача совершенствования методологии наблюдения за ценами и последующее внедрение ее в статистическую практику. Важным направлением совершенствования технологии сбора и обработки первичной информации является поиск подходов к использованию альтернативных источников получения информации.

Рассматривается два перспективных направления – получение данных о ценах на товары из системы онлайн-касс и о ценах на товары, подлежащие обязательной маркировке.

Статистика цен сегодня – это быстрореагирующая система информационно-статистического обеспечения, характеризующая инфляционные процессы в экономике и способная обеспечить всех пользователей полной и объективной информацией об уровне и динамике цен в различных секторах экономики.

Скачать статью ⇒

Скачать презентацию ⇒