Транспорт

Официальная статистическая методология (сайт Росстата)
Формирование показателей деятельности автомобильного транспорта (презентационный материал)
1.18 Мб, 24.07.2023
Методология проведения выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку грузов на коммерческой основе (презентационный материал)
977.04 Кб, 13.02.2023

Транспорт общего пользования – транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором 1).

Перевезено грузов (объем перевозок грузов) – количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем «отправлено (отправление) грузов», конечный момент – показателем «прибыло (прибытие) грузов». По всем видам транспорта общего пользования, кроме автомобильного, объем перевезенных грузов показывается по моменту отправления. На автомобильном транспорте учет перевезенных грузов осуществляется по моменту прибытия.

Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель «перевезено (перевозка) грузов», который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т. е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.

Грузооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам грузов. Единицей измерения является тонно-километр. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов и другим признакам.

Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, видам сообщений и другим признакам. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

Данные по перевозке пассажиров приводятся с учетом пассажиров, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда.

Пассажирооборот транспорта – объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т. е. перемещение пассажира на расстояние в 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; вычисляется раздельно по видам транспорта, сообщения и другим признакам.

Перевозки грузов, грузооборот, перевозки пассажиров, пассажирооборот транспорта включают данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной (по предприятиям транспорта), так и по организациям других видов деятельности.


1) В соответствии со ст. 789 Федерального закона от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Гражданский кодекс Росстйской Федерации (часть вторая)»

О формировании показателя «Протяженность автомобильных дорог общего пользования» (презентационный материал)
990.72 Кб, 09.06.2023

Автомобильная дорога 1) – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги принимаются:

- знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации – городе Москве, для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации – городе Москве;

- обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные, расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение, – для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;

- пересечение автомобильных дорог – для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;

- границы географических, исторических и других объектов для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.

Протяженность отдельных участков, включая улицы (с 2012 года), образующих дорожную сеть, суммируется.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего и необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, физических или юридических лиц и используемые ими для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к федеральной собственности, дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации, дороги местного значения, относящиеся к муниципальной собственности.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

- соединяющие столицу Российской Федерации  – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального и местного значения и их участки.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования (включая улицы) поселений, муниципальных районов, городских округов.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Утверждение перечней автомобильных дорог общего и необщего пользования местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.

В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

К твердому покрытию автомобильных дорог относится: усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами).

Грунтовая дорога – автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования выделяется протяженность автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям к транспортно-экплуатационному состоянию. К числу таких требований относятся: ровность и сцепные качества дорожного покрытия, расстояние видимости, прочность дорожной одежды и т. д.

Требования определяются действующими нормативными актами.


1) Здесь и далее – в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оперативная информация

Пассажирооборот автомобильного транспорта в январе – феврале 2024 года
89.04 Кб, 03.04.2024

Основные показатели

Протяженность автомобильных дорог общего пользования
165.5 Кб, 15.06.2023
Деятельность автомобильного транспорта
71.34 Кб, 28.06.2023

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Омской области (на конец года)

Дюбина Галина Альбертовна
Тел.: (3812) 24-19-23

Отдел статистики рыночных услуг