Уровень жизни

Данные о денежных доходах и расходах населения формируются на основе официальной статистической информации о произведенных выплатах денежных средств населению и полученных от населения денежных средств с использованием данных регулярной статистической отчетности хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и финансовых учреждений, а также с использованием системы дооценок объемов доходов и расходов населения в неформальном секторе экономики.

Денежные доходы населения включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.

Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения.

К сбережениям населения относятся прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.).

Располагаемые денежные доходы – денежные доходы за вычетом обязательных платежей.

Показатели денежных доходов и расходов населения рассчитаны в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения (приказ Росстата от 2 июля 2014 г. № 465 с изменениями от 20 ноября 2018 г. № 680).

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на среднегодовую численность населения и на 12.

Реальные денежные доходы – относительный показатель, характеризующий динамику денежных доходов населения по сравнению с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Реальные располагаемые денежные доходы – относительный показатель, характеризующий динамику располагаемых денежных доходов населения по сравнению с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем деления индекса номинального размера располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Оценка социально-экономической дифференциации доходов населения осуществляется на основе материалов выборочного обследования домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов представляет собой показатели численности постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов в процентах от общей численности постоянного населения.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами и 10 процентов населения с самыми низкими доходами.

Дефицит денежного дохода с 2021 г. – сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже границы бедности до границы бедности.

Дефицит денежного дохода до 2020 г. включительно – сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049 утверждены Правила определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. Начиная с 1 января 2021 г. формируется показатель «Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности» (до 2020 г. включительно – «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума»).

Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с границей бедности.

Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ).

Население с уровнем денежных доходов ниже границы бедности – население, проживающее в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже границы бедности, определяемой расчетным методом, исходя из фактического состава обследуемого домохозяйства и границы бедности по социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства. Денежный доход домохозяйства включает все поступления в денежной форме, которые это домохозяйство или его отдельные члены получают на годовой или более частой основе.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу, охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств и строится на принципе их добровольного участия. На территории Омской области в обследовании участвуют 650 домашних хозяйств: 450 домашних хозяйств в городской местности (из них 360 – в г. Омске) и 200 домашних хозяйств – в сельской местности.

Основой для формирования выборки домохозяйств в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года.

Единицей отбора является счетный участок, конечной единицей отбора является домохозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или в его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования. Учетный период обследования отдельно взятого домохозяйства охватывает квартал.

При распространении итогов обследования на генеральную совокупность проводится статистическое взвешивание посредством присвоения каждому обследуемому домашнему хозяйству статистического веса, который характеризует общее число домохозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов, сумм израсходованных накоплений, привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений. В целом показатель располагаемые ресурсы трактуется как объем всех денежных и натуральных (в денежном эквиваленте) средств, которыми располагали домашние хозяйства для обеспечения всех своих расходов и создания сбережений в период обследования.

Денежные расходы представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в течение учетного периода обследования, и включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. В показатели расходов не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку иностранной валюты, ценных бумаг, суммы, положенные на банковские счета.

Стоимость натуральных поступлений – суммарная оценка стоимости натуральных поступлений продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и услуг.

Стоимость натуральных поступлений продуктов питания – условно исчисленная по средним ценам покупки стоимость потребленных домохозяйством продуктов, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из любых других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда, по обмену).

Стоимость натуральных поступлений непродовольственных товаров и услуг – оценка (со слов опрашиваемых) стоимости непродовольственных товаров, поступивших в домохозяйство без оплаты, а также услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем.

С 2021 г. по настоящее время – в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Медианный среднедушевой доход – величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2 процента.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации – в размере 97 процентов.

Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021–2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.

За предыдущие периоды:

С 2000-2020 гг. величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. №473-ФЗ) представляла собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, определяемые ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), и устанавливаемые в целом по Российской Федерации – Правительством Российской Федерации (начиная с IV квартала 2017 г. – Минтрудом России).

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществлялась на основании Федеральных законов «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (с 2013–2020 гг. – на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. №227-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определялась ежеквартально и устанавливалась в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В Омской области основанием для расчетов прожиточного минимума являлась потребительская корзина, установленная Законом Омской области от 29 декабря 2001 г. №328-ОЗ «О потребительской корзине в Омской области» (в редакции Закона Омской области от 8 апреля 2013 г. №1529-ОЗ), Законом Омской области от 22 марта 2018 г. №2059-ОЗ «О потребительской корзине в Омской области на 2018–2020 годы».

Оперативная информация

Денежные доходы населения в 2022–2023 годах
107.04 Кб, 20.03.2024
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий в 3 квартале 2023 года
76.68 Кб, 02.02.2024
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий во 2 квартале 2023 года
84.91 Кб, 27.10.2023
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий в 1 квартале 2023 года
84.91 Кб, 28.07.2023
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий в 4 квартале 2022 года
84.91 Кб, 11.05.2023
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств различных социально-экономических категорий в 3 квартале 2022 года
84.85 Кб, 03.02.2023
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1 октября 2023 года
46.11 Кб, 01.12.2023
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1 июля 2023 года
74.47 Кб, 08.08.2023
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1 апреля 2023 года
60.17 Кб, 15.05.2023
Основные показатели пенсионного обеспечения на 1 января 2023 года
123.63 Кб, 15.02.2023

Основные показатели

Среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы населения
41.52 Кб, 16.01.2024
Реальные и реальные располагаемые денежные доходы населения
40.86 Кб, 16.01.2024
Структура денежных доходов населения
57.02 Кб, 16.01.2024
Структура денежных расходов и сбережений населения
71.92 Кб, 16.01.2024
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
55.1 Кб, 16.01.2024
Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности
34.73 Кб, 16.01.2024
Распределение общего объема денежных доходов населения
52.91 Кб, 16.01.2024
Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий
40.13 Кб, 25.04.2023
Численность пенсионеров-инвалидов и средний размер назначенных пенсий по группам инвалидности
97.89 Кб, 25.04.2023
Величина прожиточного минимума
230.16 Кб, 13.09.2023

Среднедушевые денежные доходы и потребительские расходы населения

* Предварительные данные утверждены Росстатом.

Галян Светлана Васильевна
Тел.: (3812) 23-29-91

Отдел статистики населения, здравоохранения, уровня жизни и обследований домашних хозяйств