Статистика дошкольного образования: цифры и факты



Омскстат продолжает публикацию серии очерков, посвященных 185-летию со дня создания в Омске первого официального органа государственной статистики – Статистического комитета.

Сегодня мы расскажем о развитии в Омской области дошкольного образования.

Одна из ведущих задач статистики образования заключается в оценке образовательного потенциала общества, в изучении особенностей его формирования и использования. Фундаментом образовательного процесса, безусловно, является дошкольное образование.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Первый детский сад в г. Омске на 25 мест был создан В.А. Бракш в 1910 году в доме №1 на Атаманской улице (ныне входит в состав ул. Ленина).

Еще А.В. Луначарский подчеркивал особую важность дошкольного образования: «Если мы хотим воспитать нового человека, нельзя упустить дошкольный возраст. Самое главное, самое основное воспитание, которое оставляет след на всю жизнь, – это воспитание дошкольное».

Основной задачей дошкольного воспитания является обеспечение личностного эстетического и физического развития детей.

На протяжении более чем вековой истории развития систему дошкольного образования Омской области, как и в целом по стране, затронули экономические преобразования, сыгравшие немаловажную роль в определении демографической и социальной политики региона. Однако ее основные цели и задачи остались неизменными.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Самое первое крупномасштабное обследование учреждений народного образования (в том числе и дошкольных) состоялось осенью 1920 года вслед за первой советской переписью населения.

На базе проведенной «школьной переписи» Центральное статистическое управление СССР совместно с Народным комиссариатом просвещения организовало текущую статистику народного образования.

Весьма разнообразная сеть дошкольных учреждений стала возникать в стране уже с первых же дней Октябрьской революции. Первый советский детский сад был открыт в 1917 году в доме № 37 по ул. Бригадной (ныне ул. Красных Орлов). Работы по охране детства проводились даже в самые трудные годы гражданской войны.

Становлению дошкольной статистики во многом помогла Н.К. Крупская, работавшая в то время в Народном комиссариате просвещения РСФСР. Как и в большинстве территорий, в Омской области вся работа по статистике образования в то время была сосредоточена при Губернском отделе народного образования (штат 5 человек).

Кроме стационарных садов открывались детские площадки (на 13 площадках г. Омска собиралось до четырехсот детей в возрасте от 4 до 13 лет). К концу 20-х годов в городе уже работали 8 детских садов (их называли детскими очагами) и 68 площадок, носивших, однако, сезонный характер. В результате лишь 2,5% детей в возрасте от 3-х до 8 лет посещали детские сады.

Народный комиссариат просвещения СССР в 1929 году объявляет широкий «дошкольный поход», направленный на подъем дошкольного сектора, рост которого, по словам А.В. Луначарского, не находился «ни в каком соответствии ни с гораздо более быстрым ростом всех других форм образования, ни с важностью задачи».

Дошкольный поход имел различные формы, одна их них – агитбригада. Обязанностью каждого члена бригады было отработать один месяц в каком-либо колхозе области с целью организации там детской площадки.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

Одним из первых для своих работниц открыл детский сад завод «Красный пахарь» (ныне АО «Высокие технологии»).

Развернувшееся в стране строительство промышленных предприятий в период повсеместной индустриализации явилось пиком активности женщин, детские сады и ясли стали строиться при фабриках и заводах. Именно в этот период впервые появились ведомственные дошкольные учреждения и дошкольные учреждения при жилищных кооперативах. Деятельное участие в создании детских садов принимали промышленные предприятия г. Омска.

Основным типом учреждений были детские сады с 6-часовым пребыванием, постепенно стали появляться учреждения с пребыванием более девяти часов, а также круглосуточные. В предвоенные годы была создана прочная основа для развития системы дошкольного воспитания.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

«Детские сады открывались в жилых домах, клубах, общежитиях. Уже существовавшие ранее принимали огромное число детей, для размещения которых перестраивались служебные и подсобные помещения, утеплялись веранды, пристраивались кухни, прачечные.

Воинские части присылали столы, одеяла, кастрюли, солдатские кружки, ложки, даже два стареньких пианино. Игрушки делали из катушек, оберточной бумаги, краски – из луковой шелухи, свеклы.

Велась обширная переписка с фронтовиками. Детский сад №7, возглавляемый Л.И. Минаевой, получил с фронта 475 писем».

Из воспоминаний Н.Ф. Бабкиной, Л.А. Чурилиной

К началу Великой Отечественной войны в Омской области стабильно работали 118 детских садов и 154 детских яслей с численностью воспитанников свыше 10 тыс. человек.

За годы войны число воспитанников и воспитателей дошкольных учреждений за счет эвакуированных коллективов увеличилось практически вдвое. Впоследствии медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны» награждены 128 работников дошкольных учреждений Омской области.

В 1945 году правительство выделяет значительные средства на дошкольное воспитание. Повышается заработная плата воспитателям, вводятся новые нормы расходов на питание.

В послевоенные годы в связи с повышением рождаемости потребность в детских садах резко возросла, сеть дошкольных учреждений стала неуклонно расти. С каждым годом улучшалась материально-техническая база, расширялась программа обучения детей.

За период с 1950 по 1960 год число детских садов, яслей-садов в области увеличилось в 1,9 раза, численность детей в них – в 3,2 раза. Воспитанием детей в 1960 году занимались 1,9 тыс. педагогических работников (1950 г. – 674 чел.).

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В начале 1960-х годов омские детские сады приобретают всесоюзную известность, неоднократно становясь участниками и призерами ВДНХ в г. Москве (д/с №74 ТЭЦ-2, д/с №142 Сибзавода).

К концу 1965 года на территории Омской области работали уже 864 дошкольных учреждения, в том числе 595 детских садов и яслей-садов с численностью воспитанников 55,9 тыс. человек и 269 детских яслей, в которых воспитывались 14,5 тыс. человек.

Охват детей дошкольным воспитанием с 1970 по 1985 год превышал 65-70% от числа лиц соответствующей возрастной категории. Педагогические кадры готовил педагогический институт им. А.М. Горького (ныне Омский государственный педагогический университет), 8 педагогических училищ в г. Омске в районах области.

Основные показатели работы дошкольных учреждений

  1970 1975 1980 1985
Число детских садов, яслей-садов, яслей, единиц 948 980 1054 1236
    из них детских яслей 196 146 109 55
Численность детей в дошкольных учреждениях, всего, тыс. человек 77,3 90,0 117,1 145,1
Число мест в дошкольных учреждениях, всего, тысяч 74,0 82,2 108,0 129,0

Велось интенсивное строительство дошкольных учреждений по типовым проектам, а с 1982 года дошкольные учреждения стали оснащаться прогулочными верандами, физкультурными залами, бассейнами. Начинают функционировать специализированные группы, складывается система воспитательно-лечебных дошкольных учреждений. Численность родившихся по области в 1980-е годы ежегодно превышала 40 тыс. человек.

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ

Максимальной величины за всю историю своего развития сеть учреждений дошколь-ного образования достигла к началу 1991 года и составляла в целом по области 1413 единиц.

Численность воспитанников дошкольных учреждений за период с 1970 по 1990 год увеличилась на 61 тыс. человек, или в 1,8 раза, и составляла 138,5 тыс. человек.

Политические и социально-экономические изменения, произошедшие в стране в начале 90-х годов, негативно сказались на дальнейшем развитии системы дошкольного образования.

В результате экономической нестабильности организаций началась активная передача состоящих на балансе дошкольных учреждений на бюджетное финансирование.

К началу 2001 года в области насчитывалось 703 дошкольных учреждения на 69,8 тыс. мест. Причем, если в 1990 году на долю Министерства образования Омской области приходилась только треть от общего числа учреждений, то к концу 2000 года – 94%.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...

За период с 1990 с 2000 год в равной степени как по городской, так и по сельской местности в области было закрыто или перепрофилировано каждое второе дошкольное учреждение.

Численность детей, посещавших детские сады, сократилась за десять лет на 90,5 тыс. человек или на две трети, составив в 2000 году 48,0 тыс. человек. Численность детей дошкольного возраста уменьшилась за этот период на 106 тыс. человек или наполовину. Последствия экономического спада (несвоевременная выплата заработной платы в сочетании с возрастающей платой за содержание воспитанников) сказались на низкой посещаемости. Охват детей соответствующего возраста услугами дошкольных учреждений снизился с 64% в 1990 году до 41% в 2000 году.

Постепенная стабилизация демографической ситуации в начале 2000-х годов обусловила последовательный рост потребности населения в услугах дошкольного образования. Появляется спрос на открытие групп раннего возраста. Дальнейшее ежегодное повышение рождаемости предопределило устойчивую тенденцию увеличения спроса на услуги дошкольного образования в последующие годы до настоящего времени.

ПО ДАННЫМ СТАТИСТИКИ

За период с 2003 по 2010 год число учреждений, имеющих группы дошкольного воспитания, увеличилось в 2,2 раза и составляло 279 единиц, к началу 2015 года – 344 единицы.

Процент охвата детей дошкольным образованием повышен с 48 % в 2005 году до 54 % в 2010 году и 63 % в 2015 году.

Происходят изменения в системе финансирования, дошкольные учреждения поэтапно переходят на новый хозяйственный механизм (самостоятельный баланс), ряд учреждений получают лицензии на оказание платных образовательных услуг. Сбор сведений в форме регулярной отчетности распространен и на негосударственный сектор. Проведена работа по актуализации отчетности дошкольных учреждений.

Введены показатели, позволяющие отслеживать изменение организационной структуры учреждений, оказывающих услуги в области дошкольного образования. В самостоятельные разделы выделены сведения о материально-технической базе, электронных ресурсах организаций, впоследствии – данные о затратах на внедрение и использование информационных технологий.

Для решения проблемы обеспеченности дошкольным образованием открываются группы дошкольного воспитания при образовательных учреждениях, совершенствуются новые формы организации дошкольного образования на основе создания групп кратковременного пребывания.

Статистика дошкольного образования собирает и анализирует данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные организации; число таких организаций, их распределение по видам; состав и уровень образования педагогических работников; материально-техническое обеспечение. На базе собранной информации в сочетании с демографической статистикой ежегодно рассчитывается показатель обеспеченности детей дошкольными организациями.

Охват детей дошкольным образованием
(в процентах от численности детей 1–6  лет)

В 2019 году услуги дошкольного образования на территории Омской области оказывали 840 организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. В их числе 474 самостоятельные дошкольные организации и 366 подразделений дошкольного воспитания при образовательных и иных организациях. Численность детей, посещавших дошкольные группы различной направленности, в последние несколько лет оставалась стабильной и в 2019 году составляла 103,3 тыс. человек, из них 22,6 тыс. человек (22%) – сельские воспитанники.

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях улучшилась и в 2019 году достигла 607 мест на 1000 детей в возрасте 1–6 лет. Охват детей дошкольным образованием увеличился до 67,5%.

Максимальное вовлечение детей в систему дошкольного воспитания отнесено к приоритетам социально-демографической политики. Государственная статистика сегодня является наиболее полной межведомственной информационной базой всех юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Скачать статью ⇒

Скачать презентацию ⇒